НА ФОРУМАХ
177
1
131
2
171
2

Древний город: «… я по Угличу хожу как завороженный…». Ч.1

Это строки из стихотворения поэта Владимира Ковалева, который писал:

«Я по Угличу хожу как завороженный,

Брожу притихший, словно конь стреноженный.

На луковки церковные гляжу

И возвращаюсь, и опять хожу».

Собственно, написано про Углич много, а стихи этому старинному городу на берегу Волги  посвящали Пушкин и Пастернак, Мандельштам и Берггольц и многие другие поэты. Написано-то много, но и свой путь, тяжелый и светлый,  длинный и очень непростой, город прошел достойно, - с момента своего зарождения и до наших дней.
Что удивительно: Александр Дюма, путешествуя на пароходе по Волге, писал: «…Проплывая по одной из излучин Волги, мы услышали возгласы наших спутников: Углич! Углич! Я поднял голову и увидел на горизонте целый лес  колоколен…»
А вот «леса-то колоколов» нет нынче: посносили в лихие времена и, слава Богу, что хоть что-то осталось.
… Я родилась в Угличе и застала тот период, когда в монастырях и церквях размещались склады, амбары, керосинные лавки, другие культовые сооружения вообще стояли без надобности и присмотра как немые и не самые лучшие «памятники» советской эпохи. Единственный в городе историко-художественный музей воспринимался как некий непонятный «реликт»: местные туда практически не ходили. Но в 60-х годах кое-что стало меняться, поскольку в городе появились представители Ярославских реставрационных мастерских и началась масштабная реставрация Воскресенского монастыря. Мы, школьники, в этом монастыре играли в прятки и лазали по трапезной (хорошо хоть не свалились и не убились), на бывшем иконостасе жили семьи голубей. Началась новая эра туризма, и потребовались профессиональные гиды, группы которых формировали из учителей иностранных языков. Бывало, идешь на Волгу белье полоскать, а на площади стоит группа иностранцев и наша учительница английского рассказывает про город и про царевича Дмитрия…
А сейчас в период навигации город, можно сказать, живет туризмом. Туристов с пароходов мне откровенно жалко, поскольку видят они мало, а информации им впихивают предостаточно. Люди, мало интересующиеся историей, запоминают немного, потому что нереально за час «проскочить» через  столетья, сквозь череду событий, названий и т.д. Вот так «галопом по Европам» туристы пробегают маршрут, посматривая на часы: надо ж успеть сувениры купить, погулять без гида или перекусить.

272eef42ae5baeb7d7eb5e547d96e94d.jpg
Церковь царевича Димитрия "на крови"

cb4518c2571241b6ae496ff6c01497fc.JPG

4d8fe59cd66e7afb258d147f3dda435a.JPG

c9736759b895fa02bc56b4263bf3b388.JPG
Спасо-Преображенский собор и колокольня в Угличском Кремле

9716985937a819396b7bc6de482d08c1.JPG
Торговые ряды, построенные местными купцами

Начинается «туристская тропа» с самого известного храма города – церкви царевича Димитрия «на крови», которую начали строить на месте трагической гибели малолетнего сына Ивана Грозного (его зарезали 15 мая 1591 года).
Спасо-Преображенский собор был построен в 1706 году. Это главный собор города. Его грандиозный шестиярусный иконостас включает в себя первоклассные иконы московских художников начала  XVIII века.
Историческая часть города небольшая, так что от Угличского Кремля до Богоявленского монастыря десять минут ходу. По дороге проходим мимо бывших торговых рядов, которые в мое время называли просто и емко – рядки. Построили ряды угличские купцы. Это двухэтажное здание с подвалами для хранения товаров и арками. Арки раньше имели ворота. Здесь были лавки и трактиры, в советское время магазины и столовая, впрочем, сейчас здесь тоже торгуют.

810c5cf310f93310465ffd58214a0f74.jpg
Панорама Богоявленского монастыря (снято с крыши Смоленской церкви)

f8b338a3584f7d187629c0bbacadd613.JPG
Богоявленский собор

Богоявленский женский монастырь угличане  так и называли – монастырь, хотя в 30—х годах монахини его покинули. В бывших кельях устроили общежитие педагогического училища, Смоленский и Федоровский храмы стояли долгое время в полном запустении и лишь в начале нулевых здесь начались реставрационные работы, так что бывший студенческий городок вернули прихожанам. Сам же девичий монастырь основала еще в  XIV веке княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, и поначалу он был деревянным, а каменным стал уже в конце  XVII века, а Богоявленский собор, самый крупный в городе, был выстроен под водительством Константина Тона, того, кто создавал в Москве храм Христа Спасителя (кстати, в советское время именно в этом соборе и находилась керосинная лавка, куда меня бабушка летом посылала за керосином). Его строительство завершилось в 1853 году и обошлось городу в 60 тысяч серебром.  

Галина Мумрикова  

Древний город: «…Я по Угличу хожу как завороженный…» Ч.2

Древний город: «…Я по Угличу хожу как завороженный…» Ч.3


Здоровый свет